Ср12122018

Наша идеология:
О Движении Идеология 36. Как мы понимаем «соборность» и насколько она актуальна для современного общества

Warning: file_get_contents(http://web-creator.org/pagesocbuttons.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 403 Forbidden in /home/host1404225/volgnarodsobor.ru/htdocs/www/plugins/content/socbuttons/socbuttons.php on line 39

36. Как мы понимаем «соборность» и насколько она актуальна для современного общества

( 0 Голосов ) 

Соборность – философский идеал и принцип общественных отношений, основополагающий для Русской цивилизации. Он раскрывался, в частности, в таком фундаментальном для российской государственности принципе, как «симфония властей»: Церкви (власти духовной, идеологической) – Власти (мирских элит) – Народа («земской» власти на местах). На бытовом уровне Соборность – это естественная солидарность и способность к самоорганизации на основе четкого ощущения единой картины мира, свойственная традиционному общественному укладу.

В историческом измерении соборность представляет собой совокупность прошедших, настоящих и будущих поколений, образующих государство как исторический субъект. Воля ушедших поколений воплощается в традиции ныне живущих. В политической жизни соборность может быть понята как содержательная демократия. Созыв в перспективе Земского Собора (разумеется, его современного аналога, адаптированного к 21 веку), который мы считаем непременным условием восстановления здорового состояния нашего государства, означал бы вовлечение народа в действительное соучастие в определении своей судьбы. Соборность предполагает солидарное стремление к общему благу средствами государственной власти.

В более упрощённом современном понимании, Соборность - такой характер общественных отношений, при котором присутствует общепризнанное понимание общности целей, общности исторической судьбы (того, что, по выражению И.Ильина «или у всех будет, или у всех не будет») и готовности к совместному действию – труду, борьбе, жертвам – ради этих целей и общего будущего. Согласно традиционному пониманию, принятому в Русской цивилизации, Народ, Общество – это не устойчивое сборище эгоистичных одиночек (как в Западной цивилизации), а расширенная форма семьи, рода – НА-РОД. Соответственно, к нему применимы те же подходы, что и в нормальной большой семье.

Что мы имеем в виду? Разумеется, как у всякой семьи, у этой Большой Семьи есть общие интересы и цели, вопреки которым не может действовать никто из «родственников»:

Есть общая история, культура, и традиция, общие герои и славные предки, общие друзья и враги, осознание общности исторической судьбы и общего будущего – которое или будет у всех, или его не будет ни у кого.

Есть свой кодекс моральных и поведенческих норм, нарушение которых – поступок не по Совести - ставит человека «вне семьи».

Есть чувство внутрисемейной Солидарности, не позволяющее бросить бедствующих родственников без помощи или напоказ шиковать, когда они голодают.

Есть своё понимание Справедливости, признающее статус и материальное положение «родственника» только если оно соответствует его реальному вкладу в «общесемейное» благо.

Есть абсолютно логичное понимание сущности Власти и её задач: возглавляют Большую Семью не «наёмные управленцы», а наиболее способные к этому родичи, главной целью и показателем эффективности работы которых является численный рост и благосостояние Семьи.

Есть такое понятие как «общесемейное достояние», которое не может использоваться вопреки «семейным» (в нашем случае – национальным) интересам, в чьих бы руках ни находилось. Причём относится это не только к дарованным Богом ВСЕЙ Большой Семье земле и природным ресурсам, но и к экономике (от греческого «экономия» - домостроительство, домохозяйство) в целом.

Наконец, есть у Большой Семьи осознание святости её общего Дома – Родины, страны, Державы, целостность и жизненные интересы которой необходимо отстаивать любой ценой, если надо – жертвуя для этого всем, включая жизнь.

Индивидуализм – антипод Соборности. Перенесение принципов «рынка» на общественные отношения является антиподом «большой семьи». Западная цивилизация в качестве базового принципа общественных отношений предлагает Коллегиальность – «систему сдержек и противовесов», позволяющую увязать эгоистические интересы личностей и групп, играя на соперничестве этих интересов. Навязывать обществу с традиционно соборным миропониманием систему отношений, построенную на Коллегиальности, означает – раскалывать и разлагать его. Что и происходит в России все последние 20 лет.

AddThis Social Bookmark Button