Ср12122018

Наша идеология:
О Движении Идеология 72. Как обеспечить приток инвестиций в экономику

Warning: file_get_contents(http://web-creator.org/pagesocbuttons.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 403 Forbidden in /home/host1404225/volgnarodsobor.ru/htdocs/www/plugins/content/socbuttons/socbuttons.php on line 39

72. Как обеспечить приток инвестиций в экономику

( 0 Голосов ) 

Во-первых, за счет резкого наращивания государственных инвестиций. Никакие иностранные инвесторы никогда не станут вкладываться в Россию «всерьёз и надолго» (краткосрочные и спекулятивные инвестиции – не в счёт), если она сама в себя не будет инвестировать, если её доходы будут по-прежнему выводиться и вкладываться за рубежом. Поэтому прежде всего необходимо кардинально пересмотреть отношение к роли государства в экономике и особенно к государственным инвестициям. Абсолютно неверно распространенное с легкой руки либералов представление о неэффективности государственных инвестиций и государственной собственности в экономике. Страна с самым высоким в мире уровнем экономического развития и уровнем жизни – Норвегия. Из трех отраслевых комплексов, составляющих основу норвежской экономики (рыболовство, нефтедобыча, а также электроэнергетика и основанная на ней алюминиевая промышленность), два – нефть и производство электроэнергии – на 100 процентов(!) принадлежат и контролируются государством. Причем, например, государственная нефтяная компания StatOil является, по оценкам PricewaterhouseCoopers, самой эффективной среди всех нефтяных компаний мира.

Направления для государственных инвестиций самоочевидны: это прежде всего инфраструктурные отрасли, от развития которых зависит не только текущее жизнеобеспечение и уровень комфорта граждан, но и темпы экономического роста. Куда приходит инфраструктура, туда приходит развитие – это аксиома. Именно на этом принципе была основана программа создания сети железных дорог – основы форсированной индустриализации и комплексного развития, осуществлявшаяся всеми правительствами времен царствования императора Александра III. Именно этот принцип позднее лежал в основе программы ГОЭЛРО и первых советских пятилеток. Именно он был положен в основу экономической программы Ф.Д.Рузвельта во времена Великой депрессии.

Помимо этого, государство должно быть основным инвестором в фундаментальную науку и прикладные инновационные программы. В этих сферах государственные инвестиции дают при правильной организации дела мультипликативный эффект, то есть 1 рубль государственных инвестиций привлекает с собой еще несколько рублей инвестиций частных. И именно в этих областях отдача от инвестиций бывает многократной.

Другими направлениями госинвестиций могут стать новое градостроительство и обустройство территорий, особенно в стратегически важных, но постепенно обезлюдевающих регионах; совместные с крупным частным бизнесом вложения в перспективные отрасли и в создание опытных производств, а также содействие в продвижении этой продукции на отечественный и мировой рынок; интенсивные технологии в агропромышленной сфере и многое другое.

Государственные инвестиции должны стать приоритетом экономической политики. От развития базовой инфраструктуры, от вкладывания средств в промышленные парки и технопарки, от финансирования научных фундаментальных и прикладных исследований и разработок зависят темпы и качество нашего развития, будущее наше и наших детей.

Во-вторых, необходимо создать условия для частных национальных инвестиций. Но не путем создания каких-то общих условий, а путем создания преференций и различных льгот в строго отобранных направлениях желательного привлечения инвестиций (по аналогии с тем, как это делал и делает Китай и другие страны Юго-Восточной Азии). Недопустимо, например, создавать особые экономические зоны для привлечения капитала, независимо от того в какие отрасли он направляется. Фактически это приводит лишь к тому, что в таких зонах происходит отмывка капитала, массовое уклонение от уплаты налогов и развитие малоэффективных с точки зрения общества, а зачастую и социально вредных сфер бизнеса (типа, зон для азартных игр и т.п.). Необходимо стимулировать межотраслевые перетоки капитала. Необходимо отказаться от порочной практики снижения экспортных пошлин для нефтедобывающих компаний в период падения цен на нефть, которые направлены, фактически, на сохранение высокой нормы прибыли. Снижение цен на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы должно подталкивать соответствующие компании к диверсификации бизнеса, к инвестициям в новые, перспективные сферы.

В-третьих, с целью значительного увеличения источников для инвестирования в национальную экономику необходимо кардинально ужесточить контроль над вывозом капитала из России, в том числе с помощью мер валютного контроля, введения прямых наказаний за нежелательный экспорт капитала. Вывоз капитала должен осуществляться только после получения специального разрешения от компетентного государственного органа или специальной комиссии и только в тех случаях, когда это мотивировано национальными интересами страны (например, установление контроля над стратегически важными для России экономическими объектами за рубежом, участие в важных международных проектах и т.п.). Обеспечение невозможности вывоза капитала вынудит их владельцев привыкать к инвестированию его внутри страны. Эффект от этой меры с точки зрения активизации национального инвестиционного процесса может быть колоссальным.

В-четвертых, не следует вообще делать гипертрофированно большую ставку на привлечение иностранного капитала. Иностранный капитал, если он приходит как капитал портфельный вообще приносит больше неприятностей для России, чем выгод. «Горячие деньги» служат преимущественно спекулятивным целям, надувая финансовые пузыри. Выгоду от этого способны получать немногие (и то кратковременную), а негативные следствия в случае внезапного бегства такого капитала или прокола финансовых пузырей – несопоставимо больше по своим масштабам. Известную пользу могут приносить прямые иностранные инвестиции, но только при условии привнесения в страну новых технологий и ноу-хау. В то же время опыт показывает, что приход таких инвестиций меньше всего зависит от общего рыночного климата, уровня развития демократии или от специальных покровительственных мер – это всего лишь миф. Он почти всецело зависит от темпов внутреннего экономического роста в стране, а также от политической и социальной стабильности.

Например, в Китай прямые производственные иностранные инвестиции приходили на китайских условиях. Китай до сих пор не позволяет иностранцам иметь контрольный пакет в совместных предприятиях, а тем более создавать чисто иностранные предприятия на своей территории. Ни о какой западной демократии в коммунистическом Китае, где все контролирует единственная партия, говорить не приходится. Руководителем совместных предприятий может быть только китаец, назначенный с согласия партийных властей. И ни о какой свободе действий в выборе партнеров или в определении рынков сбыта тоже не может быть и речи. Тем не менее, Китай – лидер по привлечению производственных иностранных инвестиций. Мы же в своей стране заявляем все годы реформ о готовности, подобно проститутке, принять любую позу для удобства и удовольствия клиента, однако клиент брезгует – особого желания идти в страну, где не видно реальных перспектив для экономического развития, иностранный капитал все равно не хочет. Вывод один: когда мы организуем у себя в стране мощный и устойчивый экономический рост и подтвердим на деле стремление к качественному развитию, иностранный капитал к нам начнет проситься сам.

AddThis Social Bookmark Button