Чт12132018

Наша идеология:
О Движении Идеология 75. Как мы относимся к вступлению России в ВТО

Warning: file_get_contents(http://web-creator.org/pagesocbuttons.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 403 Forbidden in /home/host1404225/volgnarodsobor.ru/htdocs/www/plugins/content/socbuttons/socbuttons.php on line 39

75. Как мы относимся к вступлению России в ВТО

( 0 Голосов ) 

В рамках идеологии либеральных реформ, особенно в 1990-е годы, интеграция России в мировую экономику воспринималась как самоцель, а вопросы отстаивания реальных национальных интересов не ставились или игнорировались, условия, на которых наша страна должна вступить в ВТО, не просчитывались с точки зрения этих национальных интересов.

В то же время надо четко осознавать вполне критическое значение такого судьбоносного политического решения как вступление в ВТО и, исходя из этого, определять возможность, условия и сроки данного шага.

Вступление в ВТО – это не вопрос престижа (нет ничего особо «престижного» в том, чтобы вступить в организацию, членами которой являются около полутора сотен государств). Членство в ВТО не снимает противоречий в экономических интересах, а наоборот, заостряет их. Членство в ВТО – это готовность и способность к открытой и жесткой конкуренции с сильными мира сего в глобальных масштабах.

Вступление в ВТО не даст никаких плюсов и преимуществ российской экономике в ее нынешнем облике и с учетом ее нынешней структуры. Львиная доля той продукции, которой торгует на мировых рынках наша страна (газ, нефть, необработанный лес), и так не облагается никакими пошлинами в странах-импортерах – они же не враги самим себе, зачем им делать энергоресурсы дороже для своих потребителей и повышать издержки для своих производителей? Высокотехнологичной же продукцией и продукцией высокого уровня передела мы практически не торгуем, поэтому условия ВТО в этом отношении нам не помогут. В то же время членство в ВТО резко ограничит, а в ряде случаев сделает совершенно невозможной, оказание государственной поддержки стратегически важным или социально значимым (например, с точки зрения обеспечения уровня занятости) отраслям. В этих условиях станет невозможным обеспечить ни продовольственную или финансовую безопасность, ни становление новых отраслей, от которых будет зависеть поступательное прогрессивное развитие экономики и которые требуют на период своего становления обязательной господдержки и протекционистской защиты.

Это не означает, что членство в ВТО будет всегда не выгодно для России. Подготовив нашу экономику к международной конкуренции, структурно и качественно ее перестроив, создав встроенный в экономику иммунитет к враждебным воздействиям, освоив весь арсенал защиты национальных интересов и экономического суверенитета, нам со временем может оказаться выгодным членство во Всемирной торговой организации для осуществления экспансии в выгодные и передовые ниши мировых рынков.

Но и в этом случае необходимо сделать все, чтобы вступление в ВТО не ослабило экономику нашей страны, а придало ей новый импульс развития. Несмотря на потребность во взаимных уступках и в поиске компромиссов нельзя допустить существенного ущемления национального экономического суверенитета России во имя идеальных целей интеграции мировой экономики. Поэтому в рамках переговорных процессов очень важно выторговать себе выгодные условия переходного периода к полноценному членству, который должен предусматривать постепенное и поэтапное снятие ограничений на конкуренцию, разумные и обоснованные темпы повышения степени открытости экономики.

Следует иметь в виду, что после вступления в ВТО использование многих (особенно традиционных) инструментов протекционистской защиты станет невозможным или крайне затрудненным. Но это не означает, что такие возможности исчезнут совсем. Международный опыт свидетельствует о постоянном появлении новых, все более изощренных и скрытых (замаскированных) протекционистских инструментов защиты внутреннего рынка и механизмов покровительства национальным экономическим субъектам, в том числе не только на «своем поле», но и на «чужом», то есть на рынках иностранных государств.

Такими инструментами в настоящее время выступают все новые технические, экологические, санитарные и прочие стандарты, требования лабораторной апробации и сертификации продукции. Рынок госзаказа в большинстве стран, несмотря на декларируемую открытость, остается пока сферой очевидного покровительства национальному бизнесу. Сознательное предпочтение национальных контрагентов по бизнесу иностранным компаниям создает неформальные труднопреодолимые препятствия для проникновения на внутренний рынок даже в отсутствии формальных барьеров (такая ситуация характерна, например, для Японии, где местные фирмы почти никогда не заключают контракты с иностранными при наличии национальных контрагентов). Весьма широкое распространение имеет так называемый политический протекционизм, когда руководители государства во время иностранных визитов на высшем уровне включают в рамки взаимных договоренностей соглашения на поставку определенной продукции. Также широко в качестве меры повышения конкурентоспособности отечественной продукции используются меры валютной политики. Некоторые страны часто пользуются «антидемпинговыми» процедурами для борьбы с иностранными конкурентами своих компаний.

Наконец, в целом ряде отраслей, имеющих стратегическое значение необходимо сохранить полный иммунитет суверенных (национальных) прав собственности и контроля. Здесь никакие уступки в пользу абстрактной конкуренции недопустимы.

AddThis Social Bookmark Button