Чт12132018

Наша идеология:
О Движении Идеология 90. Здравоохранение и борьба с преждевременной смертностью

Warning: file_get_contents(http://web-creator.org/pagesocbuttons.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 403 Forbidden in /home/host1404225/volgnarodsobor.ru/htdocs/www/plugins/content/socbuttons/socbuttons.php on line 39

90. Здравоохранение и борьба с преждевременной смертностью

( 0 Голосов ) 

Задачей здравоохранения изначально являлось обеспечение здоровья нации. То есть, проще говоря, идеалом для него являлось такое состояние, при котором никто не болеет, все здоровы, и остаётся это народное здоровье только периодически контролировать (так в старину врачу китайского императора платили жалованье не за лечение болезней, а если император НЕ болел).

В период «рыночных реформ» сама постановка задачи в корне изменилась. Формально по Конституции здравоохранение у нас должно быть бесплатным и доступным, а платная медицинская помощь - предоставляться в виде «дополнительных услуг». Но фактически в категорию «услуг», так или иначе оплачиваемых, было переведено всё здравоохранение (официально «платное» означало просто «более дорогое и качественное»). А если деньги медик получает за «оказание платных услуг», то объективно медицина заинтересована, чтобы болели и лечились люди как можно больше и чаще. Госчиновники тоже в этом заинтересованы: платные клиники – это налоги (средства на уплату которых платная медицина берёт из кармана больных), а налоги – это наполнение бюджета и зарплата для себя, позволяющая самому чиновнику лечиться у платного врача. Именно в этом, в основе своей «людоедском», подходе следует искать первопричину того, что произошло в итоге со здравоохранением. Сегодня это – разновидность бизнеса, ориентированного на прибыль любой ценой – и не более того.

Соответственно, в основе подхода к преобразованиям в области здравоохранения должно лежать изменение этого порочного подхода на государственном уровне. Стране снова нужно не здравоохранение – а здраворазвитие. Разумеется, «сделать как раньше» уже не получится, медицину придётся приспосабливать к решению прежних (объективно присущих ей) задач и искать выход из медицинско-рыночно-страхового тупика в принципиально новых условиях. Принципы «платить за пролеченного больного» и «деньги идут за пациентом» провалились: все это вызывает лишь раздувание затрат на медицину и заинтересованность врачей в том, чтобы люди как можно больше болели, тратя как можно больше денег на лекарства.

Официально зафиксированная средняя продолжительность жизни в России – 61 год у мужчин и 74 у женщин – значительно ниже европейских показателей, составляющих 75 и 80 лет, соответственно. Задача догнать Европу по этому показателю для нашей страны – вопрос выживания. Понятно, что во многом продолжительность жизни зависит от индивидуальных экономических условий существования человека, однако, существует целый ряд мероприятий, которые обязательно должны быть проведены в общенациональном масштабе.

Прежде всего – необходимо возродить практику регулярных диспансеризаций населения. Сейчас огромное количество людей преждевременно умирают от того, что попросту не знают о своих проблемах со здоровьем, предпочитают не соприкасаться с врачами, не имеют общей картины своего состояния. В связи с тем, что большое количество людей работает сейчас в частном, а то и теневом секторе, первые диспансеризации должны иметь всеобщий характер и проводиться по месту проживания граждан. В их ходе должна быть составлена Общенациональная карта здоровья, выявлены группы риска, максимальные по смертности, и развернута общенациональная кампания по профилактике наиболее опасных заболеваний.

Уже сейчас очевидно, что "на острие" этой борьбы за здоровье нации должна быть профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Именно они уносят жизни интенсивно работающих мужчин, то есть опоры нации. Сегодня мужчины не знают обычно даже элементарных профилактических рекомендаций, которые сберегут их сердечно-сосудистую систему, за их здоровьем не следят ни они сами, ни близкие. И нужна конкретная работа государства – и практическая, и пропагандистская, чтобы это изменилось.

Важной задачей в охране национального здоровья являются борьба с некачественным питанием – в частности, полный запрет на ввоз в Россию "дешевого" продовольственного импорта. Необходимо покончить раз и навсегда с мифом об "извечном русском пьянстве", однако бороться со спаиванием населения нужно предельно жестко. Направления этой борьбы – строгое соблюдение ограничений на продажу алкоголя молодым людям, ограничение продажи крепких алкогольных напитков и, с другой стороны, слабоалкогольной "отравы", жесточайший контроль качества и суровое наказание за подделку алкоголя.

Только имея данные о здоровье каждого, можно составить перечень минимально необходимого медицинского обслуживания для поддержания здоровья человека, и именно этот необходимый минимум сделать бесплатным, и при этом доступным для всех. И только выходящее за этот необходимый минимум отнести к категории «дополнительных платных услуг», предельные цены на которые должны как-то регулироваться государством. Сегодня даже в Москве создана парадоксальная ситуация – в «бесплатной» (страховой) медицине невозможно сделать рентген или попасть на приём к специалисту только потому, что специалист этот – один на три-четыре районных поликлиники и принимает один день в две недели. Выход один – пойти в платный медцентр и заплатить. Но, коль скоро медицина бесплатная, то почему таких же, но бесплатных медцентров нет в каждом районе?

Абсолютно недопустимым является и то, что крупные предприятия сняли с себя какую-либо ответственность за здоровье своих работников, перестали строить ведомственные медицинские центры. Что ж, если не хотят строить для своих, следует обложить их дополнительным «социальным медицинским налогом» на строительство и поддержание клиник для всех.

Мы также уверены, что следует не механически гнаться за увеличением подушевых затрат на медицину, а применить закрывающие технологии в здравоохранении, которые эффективнее и дешевле западных (о некоторых мы расскажем во второй части этого документа – «Образ будущего»). Применение таких медтехнологий сегодня блокируется старым капиталом и сложившейся корпорацией врачей. Возможно, для их ускоренного внедрения необходимо создание небольшого, компактного ведомства – Госкомитета по здраворазвитию, конкурирующего с МЗ РФ так же, как ГРУ «конкурирует» с ФСБ.

Разумеется, здесь мы изложили лишь самые общие подходы к здравоохранению, ибо выработка конкретных предложений – дело специалистов. Однако без изменения принципиально неверного подхода государства к проблеме здоровья Народа ничего не удастся сделать, а значит, именно с этого надлежит начинать.

AddThis Social Bookmark Button