Ср12122018

Наша идеология:
О Движении Идеология 121. Что полезного можно извлечь из членства России в международных организациях, и как избежать его использования во вред России

Warning: file_get_contents(http://web-creator.org/pagesocbuttons.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 403 Forbidden in /home/host1404225/volgnarodsobor.ru/htdocs/www/plugins/content/socbuttons/socbuttons.php on line 39

121. Что полезного можно извлечь из членства России в международных организациях, и как избежать его использования во вред России

( 0 Голосов ) 

Являясь сторонником многополярного мироустройства, Россия, естественно, заинтересована в расширении деятельности международных институтов. Эта деятельность органично дополняет двусторонние усилия в решении актуальных вопросов международной повестки дня. Заложенный в многосторонних форумах потенциал, однако, можно обратить нам на благо только в том случае, если последовательно добиваться равноправного характера российского участия и отказа от применения к России каких-либо особых критериев.

В глобальном плане центральной международной организацией должна оставаться ООН, но при непременном условии недопущения идеологизации ее деятельности. Реформирование ООН возможно только в тех рамках, в которых оно не предполагает отказа от основополагающих принципов деятельности, которые были заложены при ее создании после Второй мировой войны. В первую очередь речь идет о примате международного права и сохранении суверенного равенства всех стран вне зависимости от их размера и политического устройства. Понятно, что крупные державы, обладающие экономической и политической мощью, имеют свои, отличающиеся по объемам от других стран, внешнеполитические и внешнеэкономические интересы и, соответственно, обладают более весомым потенциалом влияния на мировые процессы. Тем не менее, все страны должны быть равны в том, что они имеют право на неприкосновенность своего суверенитета. Принципиально важно положить конец односторонним или групповым силовым действиям государств в обход ООН, предотвратить манипуляции международным правом в интересах «сильного». Конечная цель – исключить любые возможности произвольного вмешательства извне во внутренние дела как России, так и других стран.

Серьезные вопросы вызывает участие нашей страны в деятельности «восьмерки». Стремление руководства России в начале 1990-х годов присоединить нашу страну к группе семи ведущих промышленных держав мира и их согласие на это носили во многом искусственный характер. Этот момент дает о себе знать и сегодня. Баланс плюсов, которые Россия получает за счет «прибавки в статусе», во многом сводится на нет той политической ценой, которую руководство страны платит, чтобы сохранить себя в этом «клубе избранных». У России и ее лидеров сегодня нет ни необходимой внутренней цельности и сосредоточенности, ни внешнего авторитета, чтобы предложить и навязать «восьмерке» новую повестку дня, действительно отвечающую чаяниям большинства жителей планеты. В результате наша роль сводится к поддержке встречающей растущее сопротивление в мире доктрины и практики глобализации по рецептам западных претендентов на мировую гегемонию, другим компромиссам с Западом, снижающим авторитет России в мире. Несоответствие формата «восьмерки» современным мировым политическим и экономическим вызовам понимают и сами его авторы. В условиях мирового кризиса они вынуждены были пойти на расширение диалога с обладающими значительным политическим и экономическим весом странами, расположенными вне пределов «промышленно развитого Севера», и создание «группы двадцати». Именно на работе в этом формате стоило бы сосредоточиться России.

Перейдем к преимущественно политическим форумам. При всех известных претензиях, которые высказываются сегодня в адрес ОБСЕ, она остается единственной общеевропейской структурой, которая занимается вопросами безопасности и сотрудничества. Вместе с тем, настойчивая линия западных участников организации на превращение ОБСЕ в инструмент политического влияния в отношении государств на пространстве бывшего СССР, в том числе России, существенно снижает положительный потенциал данного института. Такое положение, однако, не неизбежная реальность, а следствие аморфной политики России. В политическом плане ОБСЕ – это важнейшая трибуна, причем недостаточно задействованная. Здесь мы не просто полноправные члены безо всяких «недовыполненных» условий, как в случае с Советом Европы, но и государство-основатель. Тем не менее, мы дали возможность максимально раскрутить активность по правозащитной «корзине», так называемую «демократизаторскую» деятельность в ущерб другим направлениям работы ОБСЕ, которые действительно важны для России. Активность России в ОБСЕ следует не снижать, а, наоборот, усиливать. Иначе мы не только потеряем возможность хотя бы контролировать процессы в общеевропейской организации, но и отдадим исторически сложившееся пространство активного присутствия России, важное для ее безопасности во всех смыслах, полностью на откуп Западу.

Противоречивой является ситуация вокруг российского участия в Совете Европы. При том, что от СЕ иногда достается и западным демократиям, в главном он за последние десятилетия освоил квалификацию своего рода «демократического чистилища» перед вступлением стран-кандидатов в Европейский союз. Демократические критерии, однако, применяются в этой организации выборочно и субъективно. Поскольку Россия в принципе перед собой задачу вступления в ЕС не ставит, то, соответственно, и наш взгляд на сегодняшнюю деятельность Совета Европы и на перспективы нашей работы в нем должен быть иным – свободным и ориентированным не на общеевропейские химеры, а на практические потребности страны. В середине 1990-х гг. в силу известных обстоятельств была закреплена, как минимум, непродуктивная схема наших взаимоотношений с Советом Европы. Под давлением западных стран мы взяли на себя совершенно не нужные обязательства и согласились на включение в документы, касающиеся России, формулировок, не отвечающих нашим государственным интересам. Эту ситуацию нужно исправлять. Объективный анализ показывает, что Совет Европы не есть вся Европа и что это даже не механизм выстраивания отношений с Западной Европой. Поэтому, не придавая чрезмерного значения тому, что там происходит, надо спокойно и квалифицированно отстаивать там наши позиции, прежде всего по линии Парламентской ассамблеи СЕ. Но для этого качество работы нашей делегации в ассамблее необходимо серьезно повысить. А на будущее извлечь урок: вступать только в такие организации, членство в которых не будет накладывать на нас чрезмерные обязательства.

AddThis Social Bookmark Button